Царевна Ксения, дочь Бориса Годунова
Борис Годунов, одна из самых из самых неоднозначных фигур в Русской истории.
Выходец из худородной дворянской семье вяземского помещика, сделал блестящую карьеру при дворе Ивана Грозного, став после его смерти фактическим правителем при Царе Федоре Иоанновиче, а затем и сам ставший Самодержцем Русским.
Интриги в борьбе за власть всегда существовали в любой стране. После смерти Годунова Царем стал его сын Фёдор Годунов, чье царство длилось всего 49 дней и закончилось трагически.
Здесь же речь пойдет о не менее трагической судьбе его дочери Царевны Ксении Годуновой (в постриге — инокиня Ольга; 1582, Москва — 30 августа 1622, Владимир)
Ксения Годунова была дочерью русского Царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, дочери знаменитого опричника Малюты Скуратова. Она родилась в 1582 году и получила имя в честь преподобной Ксении Миласской (память 24 января).
Царевна Ксения, говорится о ней, была «зельною красотою лепа, бела, млечною белостию облияна», лицом свежа и румяна. Глаза у нее были большие, блестящие, несказанной красоты, особенно когда сверкали в них слезы умиления и жалости, брови были «союзные» (сросшиеся), телом была «изобильна» (полна) и стройна, роста среднего черные волосы, «аки трубы», лежали по плечам.
Несостоявшаяся невеста ряда западноевропейских женихов, насильно пострижена в монашество по указанию Лжедмитрия I, оставившего её в живых при убийстве прочих Годуновых и, вероятней всего, ненадолго сделавшего её своей наложницей.
Свидетель событий Смутного времени и участница шестнадцатимесячной обороны Троице-Сергиевой лавры, персонаж ряда художественных произведений.
В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения была пострижена в монашество: «через пять месяцев постригли в монахини, назвавши её Ольгою монахинею, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь» (скорее всего имеется в виду Горицкий монастырь, где она провела в заточении 1605—1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия.
Её положение изменилось с воцарением Василия Шуйского.
Иностранцы сообщают о плаче инокини-сироты по своим близким во время этой процессии. Затем она поселилась в находящемся неподалеку Подсосенском монастыре (ктитором монастыря был её отец Борис), где в то же время находилась и бывшая ливонская королева Мария Владимировна, дочь старицкого князя Владимира Андреевича, вдова Магнуса, до пострига бывшая следующей в линии престолонаследия после царевича Дмитрия.
В сентябре 1608 года обе женщины сбежали от поляков в Троицу, поселившись там надолго во время знаменитой обороны, когда монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Яна Сапеги и Александра Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.
Умерла 30 августа 1622 года в возрасте 40 лет: по одним указаниям, во Владимирском Княгинином монастыре, по другим — в Суздальском Покровском. Душеприказчиком царевны, согласно её духовной грамоте, стал Никита Дмитриевич Вельяминов. Он сделал от её имени щедрый вклад в Троицкий монастырь. Вкладная запись о нём заканчивается словами «И за тот вклад тело царевны иноки Ольги Борисовны погребли в Дому Живоначальные Троицы и имя её написали в вечные сенаники с сельниками». Чтобы быть похороненной в Троице-Сергиевой Лавре рядом с родителями в фамильной усыпальнице Годуновых, царевна перед смертью «била челом» царю Михаилу Фёдоровичу и получила на то его согласие. В последующее годы 1 мая в лавре у гробницы Годуновых совершали ежегодное поминовение царя Бориса, его жены Марии Григорьевны, сына Фёдора Борисовича и дочери Ксении, в инокинях Ольги.